Рекомендации по заполнению таблицы


74 Кб
скачать

 

 

Планы-графики размещения заказа:

формирование и внесение изменений

Основными целями Зако­на № 94-ФЗ являются расширение возможностей для участия физических и юридиче­ских лиц в размещении заказов, стимулирование этого участия, развитие добросовестной конку­ренции, обеспечение гласности и прозрачности размещения за­казов, предотвращение корруп­ции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Нормы об информацион­ной открытости информации о размещении заказов путем публикации сведений о закуп­ках в едином информационном пространстве - на официальном сайте www.zakupki.gov.ru установлены в ст. 16 Закона № 94-ФЗ. Заказчики, уполномоченные органы обяза­ны размещать на официальном сайте планы-графики размеще­ния заказов (часть 5.1 ст.16 Закона №94-ФЗ, введенная Федеральным законом от 24.07.2007 №218-ФЗ) в порядке и по фор­ме, установленным в ч.7 ст.16 Закона № 94-ФЗ.

Часть 7 ст. 16 Закона № 94-ФЗ определяет, что порядок разме­щения на официальном сайте и форма планов-графиков раз­мещения заказа устанавливается федеральным органом исполни­тельной власти, осуществляю­щим нормативное правовое ре­гулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осу­ществляющим правопримени­тельные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюд­жетов бюджетной системы Рос­сийской Федерации.

Часть 5.1 ст. 16 Закона № 94-ФЗ вступила в силу до принятия предусмотренного ч. 7 ст. 16 этого за­кона. Таким образом, у заказчиков до вступления в силу порядка размещения на официальном сайте и формы планов-графиков размещения заказа воз­никала обязанность размещать на официальном сайте планы-графики размещения заказа без обя­зательного требования к форме и содержанию та­кого плана-графика.

Форма, содержание и порядок актуализации планов-графиков размещения заказа могли уста­навливаться заказчиками, уполномоченными орга­нами самостоятельно, путем принятия приказов, распоряжений и других внутренних распоряди­тельных документов в соответствии с рекоменда­циями федерального органа исполнительной вла­сти, осуществляющего нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.

Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27.12.2011 № 761/20н "Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки то­варов, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков" (далее - Приказ) в соответствии с ч. 7 ст. 16 Закона № 94-ФЗ установлены порядок разме­щения на официальном сайте и форма планов-гра­фиков размещения заказа.

 

Назначение планов-графиков

Разработка, актуализация и размещение в от­крытом доступе на официальном сайте планов графиков размещения заказа является одним из важнейших этапов размещения заказа, позволяю­щим обеспечить информационную открытость ин­формации о заказах для участников размещения заказа, контролирующих и правоохранительных органов.

Безусловно, формирование и поддержание в ак­туальном состоянии опубликованных планов-гра­фиков требует определенных трудозатрат специа­листов, занятых в размещении государственного и муниципального заказа. При этом следует пони­мать, что этап информационной открытости планирования, как и всего размещения государ­ственного и муниципального заказа, является одним из обязательных условий для достижения целей законодательства о закупках, указанных в ст. 1 Закона № 94-ФЗ.

При формировании планов-графиков размеще­ния заказа специалисты государственных и муни­ципальных заказчиков должны четко осознавать, что информирование потенциальных участников размещения заказа о предстоящих процедурах раз­мещения заказа - главная цель размещения планов-графиков на официальном сайте. В последние годы в Российской Федерации сформировалось крупное и действительно профессиональное сооб­щество специалистов в сфере размещения заказов. Исполнение процедур, предусмотренных законом, ради формального соблюдения его требований яв­ляется признаком непрофессионализма и непони­мания сути своей работы.

К форме и сведениям, включаемым в планы-гра­фики Законом № 94-ФЗ и Приказом, предъявляют­ся весьма рамочные требования, отсутствуют жест­кие показатели, позволяющие определить соответствие или несоответствие плана-графика размещения заказа требованиям Закона № 94-ФЗ и Приказа. Таким образом, при формировании пла­нов-графиков представители заказчика, уполномо­ченного органа должны в том числе руководство­ваться здравым смыслом, ставя себя на место потенциального участника размещения заказа, пре­тендующего на заключение государственного кон­тракта. Нужно понимать, что представители кон­тролирующих органов, перед которыми будет стоять задача оценить соблюдение заказчиками, уполномоченными органами требований Закона № 94-ФЗ и Приказа о размещении планов графиков, будут прежде всего оценивать план-график с точки зрения потенциального участника размещения за­каза, актуальности и доступности содержащейся в нем информации.

 

Формирование плана-графика размещения заказа

В соответствии с ч. 5.1 ст. 16 на официальном сайте планы-графики размещения заказов разме­щают заказчики и уполномоченные органы. Исхо­дя из логики формирования и назначения планов- графиков размещения заказа можно сделать вывод, что в случае, если размещение заказа производится уполномоченным органом, обязанность включить такой заказ в свой план-график возникает у упол­номоченного органа. Таким образом, у заказчика нет необходимости размещать на официальном сайте от имени заказчика план-график размещения заказа, размещение которого производится за за­казчика уполномоченным органом.

Приложением № 2 к Приказу является единая форма плана-графика размещения заказа, форми­руемого заказчиком, уполномоченным органом. Остановимся на некоторых практических момен­тах заполнения формы.

В столбце 1 формы следует указывать коды бюджетной классификации (КБК), финансирова­ние по которым будет осуществляться для оплаты заключенного по результатам размещения заказа контракта. В случае если финансирование по кон­тракту предусмотрено по нескольким кодам КБК, в столбце можно привести несколько кодов.

Следует отметить, что заказчик, уполномочен­ный орган могут иметь несколько источников фи­нансирования по отрасли (например, в отрасли "Здравоохранение", помимо средств местного бюд­жета - средства Фонда обязательного медицинско­го страхования (ФОМС); внебюджетные средства, полученные от предпринимательской деятельно­сти (платные услуги); средства Фонда социального страхования, полученные учреждениями по родо­вым сертификатам, в рамках реализации приори­тетного национального проекта "Здоровье" и т. д.). Для заказчиков, уполномоченных органов, имею­щих несколько источников финансирования, нет необходимости (не предусмотрено законодатель­ством и Приказом) составлять несколько планов-графиков размещения заказа отдельно по каждому источнику финансирования. В едином плане-графике размещения заказа должны быть разме­щены все процедуры размещения заказа, включаю­щие все источники финансирования, с указанием кодов бюджетной классификации.

Столбец 2 формы содержит ранее активно не использовавшийся при размещении государ­ственного и муниципального заказа код - код по Общероссийскому классификатору видов эконо­мической деятельности (ОКВЭД). С началом функ­ционирования официального сайта с 1 января2012 г. возникла необходимость проведения автомати­зированного анализа размещенной по единым формам и правилам информации о размещении заказов. В связи с этим было принято решение о необходимости указания заказчиками в извеще­ниях о проведении торгов кодов по Общероссий­скому классификатору видов экономической дея­тельности, продукции и услуг (ОКДП). Указание в извещениях о проведении торгов кода по ОКДП позволили в автоматизированном режиме анали­зировать проведение процедур размещения заказа по большому количеству параметров. Введение в форме плана-графика размещения заказа, а, воз­можно, в дальнейшем и в информации о закупках нового кода - ОКВЭД позволит улучшить возмож­ность автоматического анализа эффективности ра­боты государственных и муниципальных заказчи­ков, уполномоченных органов. Сопоставление кодов по ОКВЭД и ОКДП позволит анализировать достоверность размещенной информации.

Указание кода по ОКВЭД производится заказ­чиком, уполномоченным органом самостоятельно, исходя из предмета размещаемого заказа. Фактиче­ски заказчик, уполномоченный орган должны в столбце 2 указать сферу экономической деятельно­сти, в которой работает потенциальный исполни­тель контракта, заключенного по результатам за­купки. Можно привести пример: при закупке лекарственных препаратов заказчик вправе уста­новить в документации о закупке требование о на­личии у участника размещения заказа лицензии на фармацевтическую деятельность и (или) производ­ство лекарственных средств. Таким образом, участ­никами размещения могут быть как производите­ли, так и дистрибьюторы лекарственных средств. По аналогии в столбце 2 плана-графика при за­купке лекарственных средств можно указать виды деятельности производство фармацевтической продукции и деятельность по торговле фармацев­тическими средствами, с требуемой детализацией.

Код по ОКДП, общероссийскому классификато­ру видов экономической деятельности, продукции и услуг указывается в колонке 3 плана-графика.

Следует выбирать из классификатора один или не­сколько кодов, наличие которых позволит описать предмет товаров, работ или услуг, являющихся предметом размещаемого заказа.

Следует отметить, что Приказом не устанавли­вается ограничение на количество кодов по ОКВЭД и ОКДП, которые заказчик, уполномоченный ор­ган могут указать для одной закупки.

В столбце 4 формы необходимо указать номер заказа (номер лота). Согласно примечанию, "в столбце 4 указывается номер заказа (лота), кото­рый формируется последовательно с начала года автоматически при заполнении заказчиком, упол­номоченным органом формы на официальном сай­те". Увязка этапов планирования, размещения и ис­полнения государственного заказа стала возможна с началом функционирования официального сайта. Установление в форме плана-графика размещения заказа требования об указании номера заказа яв­ляется шагом к построению системы, позволяю­щей проследить все этапы размещения заказа, а за­тем и исполнения контракта на официальном сайте.

Примечание к заполнению столбца 4 плана-графика указывает на то, что номер заказа (номер лота) должен присваиваться запланированной процедуре автоматически, средствами официаль­ного сайта. В настоящий момент функционал офи­циального сайта позволяет прикрепить и подпи­сать средствами электронно-цифровой подписи сформированный пользователем план-график раз­мещения заказа. В будущем с введением в эксплуа­тацию очередной версии официального сайта бу­дет реализована возможность формирования плана-графика размещения заказа с использовани­ем функционала официального сайта - заказам в плане-графике будет присваиваться номер заказа (номер лота), который будет можно выбрать при формировании извещения о закупке на официаль­ном сайте. Поскольку в настоящее время такой функционал на официальном сайте не реализован, у заказчиков отсутствует необходимость и техни­ческая возможность указывать такой номер в фор­ме плана-графика. Следует оставить столбец 4 не­заполненным или указать номер заказа по порядку.

После реализации упомянутого функционала - введения структурированной системы размещения планов-графиков закупок - значительно расширят­ся возможности для автоматического анализа пла­нов закупок для государственных и муниципальных нужд. Вся информация о предстоящих заказах ста­нет единообразна, доступна для индексирования и удобна для восприятия заинтересованными пользо­вателями официального сайта. Отдельно отметим, что действующий функционал официального сайта позволяет производить контекстный поиск по при­крепленным пользователями файлам, в том числе планам-графикам размещения заказа. В связи этим не следует размещать на официальном сайте планы- графики размещения заказа в отсканированном ви­де, не говоря о нечитаемом или плохо читаемом ви­де таких документов. Размещение плана-графика в виде электронного документа и подписание его электронно-цифровой подписью уполномоченного специалиста является надлежащим выполнением требований действующего законодательства.

В столбце 5 указывается наименование товара, работы или услуги, являющейся предметом разме­щаемого заказа, например "поставка компьюте­ров". Следует понимать, что по аналогии с наиме­нованием извещения о закупке, публикуемого на официальном сайте - наименование товара, рабо­ты или услуги, являющихся предметом размещае­мого заказа в плане-графике должно отражать суть закупки и быть понятным для потенциальных участников размещения заказа. Например, форму­лировка "закупка товаров для муниципальных нужд" может рассматриваться как желание заказ­чика ограничить конкуренцию на торгах, что мо­жет быть расценено как нарушение закона. Таким образом, при объединении в одном заказе товаров, работ или услуг, имеющих различные коды по клас­сификаторам, учитывая требование по заполне­нию в столбцах 2 и 3 плана графика подробных ко­дов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) с обяза­тельным заполнением разделов, подразделов, клас­сов, подклассов, групп, подгрупп и видов, Обще­российского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) с обяза­тельным заполнением разделов, подразделов, групп и подгрупп видов экономической деятельности, классов и подклассов продукции и услуг, а также видов продукции и услуг, детализация наименова­ния товара, работы или услуги в столбце 5 не пред­ставляется необходимой, достаточно указать об­щий предмет размещаемого заказа.

В столбце 6 плана-графика размещения заказа указываются минимально необходимые требова­ ния, предъявляемые к предмету контракта, включая функциональные, технические, качественные ха­рактеристики и эксплуатационные характеристики предмета контракта, позволяющие идентифициро­вать предмет контракта (при необходимости), с уче­том требований соответствующих классификаторов и в случае наличия отраслевых наименований.

Законодателем специально введена в пункт 4 примечаний оговорка "при необходимости": воз­можны ситуации, когда установить на этапе плани­рования размещения заказа такие минимальные требования представляется затруднительным. При этом в большинстве случаев установление в плане- графике минимальных требований, позволяющих оценить потенциальным участникам размещения заказа свои возможности по участию в предстоя­щей закупке, необходимо.

Минимальными требованиями могут быть ос­новные характеристики поставляемого товара, ока­зываемых услуг, выполняемых работ. В случае если законодательством установлены обязательные требо­вания соответствия товаров, работ или услуг госу­дарственным стандартам (ГОСТ) или иным требова­ниям, такиестандарты могутявляться минимальными требованиями, указываемыми в плане-графике.

Например, для сложного медицинского оборудо­вания можно указать несколько основных, принци­пиально важных для заказчика, характеристик тако­го оборудования и требование по соответствию такого оборудования требованиям законодательства Российской Федерации. Для работ по капитальному строительству - указать основные объемы выполня­емых работ, требование по соответствию материа­лов, используемых при выполнении работ и методов выполнения работ, требованиям законодательства.

В столбцах 7 и 8 указываются единицы измерения товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа и количество товаров, работ, услуг, являющихся пред­метом заказа, в натуральном выражении. По анало­гии с предыдущими столбцами указывать в этих столбцах показатели, не дающие представления об объемах товаров, работ или услуг, являющихся пред­метом размещаемого заказа, не допускается. Так, не следует указывать в столбце 7 - "услуга", а в столбце 8 - "1", необходимо более подробно указать единицы и объемы, позволяющие объективно оценить и сопо­ сопо­ставить начальную (максимальную) цену и объем.

 

В столбце 9 указывается ориентировочная на­чальная (максимальная) цена контракта, рассчи­танная заказчиком, уполномоченным органом на основании и с учетом экспертных оценок, экс- пресс-анализа рыночной конъюнктуры, в соответ­ствии с требованиями Закона № 94-ФЗ.

Столбец 10 формы содержит финансовые усло­вия исполнения контракта, важные для участников размещения заказа, например размер аванса в про­центном выражении, размер обеспечения исполне­ния контракта, порядок и сроки оплаты.

Планируемая дата размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкур­са, открытого аукциона в электронной форме и за­проса котировок или планируемая дата заключения контракта в случае размещения заказа у единствен­ного поставщика (в формате мм.гггг) указывается в столбце 11 плана-графика. Следует обратить вни­мание, что формат даты размещения заказа уста­новлен как месяц и год - указание квартала в плане- графике будет являться нарушением Приказа.

 

Внесение изменений в планы- графики

Пунктом 15 Примечаний к Приказу установле­ны случаи, в которых в план-график размещения заказа вносятся корректировки:

1) изменения более чем на 10% стоимости пла­нируемых к приобретению товаров, работ, услуг, выявленные в результате подготовки к размеще­нию конкретного заказа, вследствие чего невоз­можно размещение заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с начальной (максимальной) ценой контракта, предусмотренной планом-графиком;

2) изменения планируемых сроков приобрете­ния товаров, работ, услуг, способа размещения за­каза, срока исполнения контракта;

3) отмена заказчиком, уполномоченным орга­ном предусмотренного планом-графиком разме­щения заказа;

4) образовавшаяся экономия от использова­ния в текущем финансовом году бюджетных ас­сигнований в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) при возникновении обстоятельств, предви­деть которые на дату утверждения плана-графика было невозможно;

6) в случае выдачи заказчику, уполномоченному органу предписания уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов феде­рального органа исполнительной власти, органа ис­полнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления об устранении нарушения законо­дательства Российской Федерации о размещении за­казов в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации, в т. ч. об аннулировании торгов.

Изменения в планы-графики в связи с проведе­нием повторных процедур размещения заказов вносятся только в части сроков и способа размеще­ния заказа и исполнения контракта.

Столбец 14 плана-графика содержит обоснова­ние изменения утвержденного Плана-графика раз­мещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков. То есть при изменении плана-графика в столбце 14 долж­ны быть отражены одна или несколько причин, перечисленных выше.

 

Выводы

Основное назначение планов графиков - доступ­ность информации о планируемых заказах, создание увязки процедуры планирования, размещения и ис­полнения заказа.

Заказчикам и уполномоченным органам форми­ровать планы-графики размещения заказа необхо­димо, ставя себя на место участников размещения заказа и стараясь достичь целей, которые ставит формирование такого документа.

Законодательством не установлены жесткие рамки, позволяющие определить соответствие или несоответствие сформированного плана-графика размещения заказа, требованиям закона или Приказа.Вместе с тем Кодексом РФ об админи­стративных правонарушениях установлена ответ­ственность за не размещение на официальном сайте информации, предусмотренной законом, в т. ч. и планов-графиков размещения заказа.Таким образом, разместив на официальном сайте план- график размещения заказа по форме, установлен­ной Приказом, заказчик, уполномоченный орган выполнят требования закона. Но всегда нужно помнить о целях размещения такого документа, а значит, ответственно подходить к его формирова­нию, ведению и актуализации.

Дата создания: 30-03-2020
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: