Методические рекомендации по написанию проекта


189.5 Кб
скачать

 

 

 

КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ, СПОРТУ,

ТУРИЗМУ И РАБОТЕ С МОЛОДЁЖЬЮ

АДМИНИСТРАЦИИ ТАЛДОМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

 

МУ РАЙОННЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ

ТАЛДОМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

 

Семинар для руководителей учреждений культуры

12-13 сентября 2013г.

Методические рекомендации по написанию проекта

 

1. ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ?

Проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов и шагов по ее реализации.

Структура проекта:

1. Описание организации и авторов проекта.

2. Обоснование необходимости проекта, включающее:

• описание проблемы, ее актуальность;

• реалистичность предлагаемого решения проблемы;

• целевая аудитория проекта;

• востребованность проекта целевой аудиторией

3. Цели и задачи проекта:

• цель проекта формулирует позитивные изменения в состоянии проблемы в долгосрочной перспективе, которым будет способствовать проект;

• задачи, которые планируется решить в рамках представленного проекта (не более 4-х).

4. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей:

• этапы реализации проекта;

• описание мероприятий;

• критерии отбора целевой аудитории и участников проекта;

• методы достижения и выполнения намеченных целей;

• механизм распространения информации о проекте и его результатах.

5. Рабочий план реализации проекта, включающий план мероприятий.

6. Бюджет проекта

• укрупненная смета проекта (смета включает необходимые и достаточные расходы, обусловленные содержанием проекта);

• информация о других источниках финансирования проекта.

7. Ожидаемые результаты мероприятий проекта, с указанием количественных и качественных характеристик:

к количественным показателям относятся:

- количество созданных рабочих мест;

- вид, количество и объем печатной продукции;

- количество новых методик или технологий, внедренных в рамках проекта;

- объем средств (в денежной или неденежной форме), привлеченных в рамках мероприятий проекта;

- количество новых партнерств, возникших в процессе проекта; кол-во непосредственных получателей услуг (например, участников тренинга),

к качественным показателям относятся:

- разработка новых процедур, облегчающих или улучшающих деятельность целевой группы,

- улучшение законодательства,

- апробирование новых методик.

8. Механизм оценки результатов:

• показатели успешности (эффективности) отдельных мероприятий и проекта в целом;

• методы оценки успешности (эффективности);

9. Дальнейшее развитие проекта:

• развитие деятельности организации в этом направлении после выполнения проекта;

• перспективы расширения целевой аудитории проекта.

10. Дальнейшее финансирование, включающее возможные внешние и внутренние источники финансирования проекта.



Цель проекта

Это осознанное представление результата деятельности по проекту. Цель возникает при выявлении проблемы и рисует образ желаемого результата. Формулировка цели должна быть увязана с выявленной проблемой и, по возможности, решать ее, указывая путь от реального состояния дел до идеального или предполагаемого после реализации данного проекта.

Основные требования к формулировке цели таковы:

- достижимость в рамках этого проекта;

- безусловность, так как для проектной деятельности изучение возможных условий должно быть завершено до начала работ;

- предусматривание итогового результата проекта;

- соответствие компетентности, подготовленности, финансово-экономическим, материально-техническим, организационным условиям реализации проекта.

Определение цели — важный момент процесса проектирования и нельзя подходить к нему формально. Добиться результата в любом деле можно, если четко знаешь, чего именно хочешь добиться. Псевдоцели (неточно поставленные или неверные) в процессе реализации проекта не позволяют добиться положительных результатов.

 

Задачи проекта

В работе над проектом важно дифференцировать понятия «цель» и «задачи». В жизни и в справочной литературе эти понятия, к сожалению, часто трактуются как синонимы, но в процессе проектирования они наполняются специфическим смыслом.

Задача - это частная цель или миницель. Это конкретизация общей цели, шаг на пути ее достижения. Слово «задача» означает также «поручение, задание», «вопрос, требующий решения по известным данным с соблюдением условий», наконец «успех, счастье, удача». Задача в проекте - это конкретная часть цели (пункт), которую предстоит реализовать, или это действие, которое вы предпринимаете, чтобы достичь цели проекта. Лучше избегать глаголов несовершенного вида (содействовать, поддерживать, усиливать), а применять слова: подготовить, уменьшить, увеличить, организовать, изготовить (глаголы совершенного вида). При формулировке задач рекомендуется использовать международный критерий SMART (англ, specific, meas-rable, area-specific, realistic, time-bo-nd: конкретность, исчисляемость, территориальность, реальность, определенность во времени).

Раздел «Цели и задачи» можно считать прописанным, если он соответствует условиям:

- описывает предполагаемые итоги выполнения проекта, поддающиеся оценке;

- цель является общим итогом проекта, а задачи - промежуточными, частными результатами;

- ясно, какие произойдут изменения в социальной ситуации;

- по каждой проблеме, сформулированной в предыдущей части, есть хотя бы одна четкая задача;

- цели в принципе достижимы, а результаты поддаются измерению;

- постановку целей и задач авторы не путают с методами их решения;

- ясное и четкое изложение, нет лишних, ненужных пояснений и ссылок.

2. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТУ

Требования к проекту:

1. Целостность – общий смысл проекта должен быть очевиден и ясен, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.

2. Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.

3. Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы появились не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.

4. Компетентность авторов и персонала – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.

5. Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа.

Ограниченность проекта означает, что он содержит:

- этапы и конкретные сроки их реализации;

- четкие и измеряемые задачи;

- конкретные и измеряемые результаты;

- планы и графики выполнения работ;

- конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.

6. Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях.

3. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ТЕКСТА ПРОЕКТА

Если проект предоставляется для участия в конкурсе, то авторами заполняются формы заявок и информационных карт (паспортов, др.), запрашиваемых организаторами конкурса, а также сметы финансирования строго в соответствии с указанными образцами. Организаторы могут также предъявить дополнительные требования к расположению и названию основных разделов, что облегчает администрирование конкурсов и оценку, рецензирование проектов. Наиболее часто используется следующая форма структурирования проектов.

Название проекта должно быть запоминающимся, кратким, выражающим основную идею содержания, может быть дана расшифровка названия.

Организация-исполнитель – название, адрес, телефон, реквизиты; в этом разделе отдельной строкой указывается организация-заявитель, если это не одна и та же организация; поддерживающая организация (учреждение, которое содействует выполнению проекта либо является учредителем исполнителя).

Руководители проекта – ФИО, должность, место работы, адрес, телефон, звание.

География – территория, на которой будет проходить реализация, координаты участников.

Сроки выполнения – если проект проходит по этапам, указываются сроки выполнения каждой его стадии.

Учреждение/организация-исполнитель – указывается дополнительная информация, доказывающая компетентность исполнителей, цели и задачи, род деятельности заявителей, наличие достижений в сфере деятельности по проекту, опыт реализации аналогичных проектов и программ.

Постановка проблемы (введение) – актуальность проекта определяется его значимостью. При этом социальной проблемой можно назвать обнаруживаемое в жизни общества противоречие между существующим и желаемым состоянием, которое вызывает в обществе (сообществе) напряженность и которое оно намеревается преодолеть.

Схема формулирования проблемы состоит в сжатой формулировке ситуации, которая требует изменений (предложения-штампы: «До сих пор ничего не сделано для того, чтобы...» или «Все меры оказываются малоэффективными» или «То, что делалось до сих пор, не принесло результатов...»).

В этом разделе разъясняется актуальность и новизна данного проекта по сравнению с аналогами, чьи интересы затрагивает эта проблема, каковы ее масштабы и что может произойти, если она не найдет решения.

Одной формулировки недостаточно, требуется аналитическое осмысление, проблему необходимо представить в количественных и качественных показателях, ее структурных характеристиках.

В этом разделе важно также выделить сферы применения проекта, его функциональное назначение, стратегию, как основной способ решения проблемы.

С точки зрения проектирования, стратегия определяет назначение проекта, его долгосрочные цели, это последовательная схема принятия решений, логически продуманная миссия проекта, обоснование его существования. Раздел «Постановка проблемы» можно считать качественно прописанным, если:

- он описывает, почему возникла необходимость выполнения проекта;

- ясно, какие обстоятельства побудили написать проект;

- проблема выглядит значимой для вашей территории, в целом для общества;

- исполнитель является достаточно компетентным для реализации проекта;

- масштабы проекта разумны (не делает попытки решить все мировые проблемы сразу);

- проект поддерживается статистическими и аналитическими данными, ссылками на экспертов, ключевые научно-методические источники;

- проблема сформулирована с точки зрения того, чьим нуждам служит проект, а не с точки зрения «удобства» исполнителя;

- нет голословных утверждений, минимум наукообразных и специальных терминов, интересен для чтения и краток;

- четко определен способ решения проблемы.

4. МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

В социальном проектировании используют специальные методики:

1) Методика матрицы идей — когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Этот важный прием применяется, как правило, при ограниченных возможностях.

2) Методика вживания в роль помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто заглядывание в проектируемое будущее, а стремление глубже понять, как будет реализован проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.

3) Метод аналогии является общенаучным и логическим методом, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков или отношений у явления, которое выступает объектом проектирования.

4) Метод ассоциации. При подготовке проекта нередко возникает необходимость принять новое решение, которое вызвано неудовлетворенностью существующей практикой. В связи с этим встает вопрос, как улучшить положение, найти более рациональный и эффективный способ управления?

С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т. е. затрагиваются не только формы, но и существенные содержательные элементы. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации.

5) Методика мозгового штурма — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать, возможно, большое количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

6) Методика синектики – несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются связи и зависимости.

7) Управление проектом – это процесс руководства всеми работами над проектом от начала до завершения.

Управление включает три основных вида деятельности:

а) Планирование. Определение желаемых результатов проекта:

1. Прописывание того, что же хочется увидеть после реализации проекта;

2. Разработка стратегии выполнения и графика выполнения.

Все придуманные мероприятия, в том числе и по поиску ресурсов и спонсоров (если таковые будут нужны), а также различные встречи, акции, опросы и риски (проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта) должны быть прописаны вместе со строками и ответственными. Расчет количества необходимых ресурсов. Грубо говоря, всё, что понадобится для разработки и реализации проекта (люди, деньги, транспортные расходы, канцелярские расходы и т.д.).

б) Организация. Распределение ролей и обязанностей внутри проектной команды. Если один человек в проектной команде разрабатывает план работы, ищет спонсоров, ведет переговоры с администрацией города или района, проводит опросы, является ответственным за все мероприятия, то вероятнее всего он сделает не всю свою работу или сделает её не качественно. А кому это надо? Поэтому и существует разделение труда, в том числе и в проектной деятельности. Необходимо будет понять, кто и чем будет заниматься в силу своих возможностей и способностей. Конечно, для того, чтобы разделить обязанности в команде, прежде нужна сама команда.

в) Управление. Включение в проектирование этого вида деятельности, поможет сделать работу в проекте качественнее, эффективнее. Руководство работами и контроль результатов (назначение ответственных и отчеты о проделанных работах). Решение возникших проблем. Если в ходе реализации проекта возникают проблемы, которые не были предусмотрены в рисках, они требуют самого быстрого разрешения. Т.к. если их не разрешить они могут отрицательно повлиять на ход реализации проекта, и в худшем случае поставленная цель не будет достигнута. Хотя не так всё страшно. Все проблемы предусмотреть всё равно сложно, но если уж они возникли, нужно постараться их решить. Обмен информацией с заинтересованными лицами. Заинтересованными лицами (в зависимости от проблемы, на решение которой направлен проект) могут быть администрация, школы, родители, соседи, различные общественные организации и т.д.

5. ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОСТОИТ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ПРАКТИЧЕСКИХ ШАГОВ

Шаг № 1. Создание, обучение проектной группы, изучение ее возможностей

№ п/п

Основные задачи

Ожидаемые результаты

1.

Собрать проектную группу и увлечь предварительным замыслом

Наличие группы людей, готовых заниматься социальными проектами

2.

Провести тренинг, направленный на сплочение и формирование творческого командного духа. Изучение возможностей каждого члена команды

Наличие творческой команды, нацеленной на позитивные социальные преобразования. Понимание каждым участником своих возможностей и своего вклада в общее дело

3.

Сформировать нормы и правила общения и взаимодействия в команде (далее в любой командной деятельности тренировать их соблюдение)

Навыки взаимодействия в процессе общей деятельности

4.

Обучить членов команды основам проектной деятельности

Понимание специфики социального проектирования. Наличие необходимых знаний и сформированных навыков

Комментарий. В группу подбираются социально-активные, неравнодушные люди, личностно заинтересованные в деятельности, направленной на развитие социальной ситуации в своем регионе. Кроме того, критериями подбора являются: а) достаточный интеллектуальный уровень, б) достаточный творческий потенциал, в) умение и желание работать в команде.

 Шаг № 2. Изучение социальной ситуации

№ п/п

Основные задачи

Ожидаемые результаты

1.

Собрать информацию о социальной, политической и культурной жизни региона

Объективное представление о социальной ситуации в местном сообществе, о реальных проблемах, о ресурсах для развития региона.

2.

Проанализировать полученную информацию с точки зрения проблематики

«Проблемное поле» региона (перечень проблем и нереализованных потребностей, присущих разным социальным группам).

3.

Сделать прогнозы различных вариантов развития ситуации:

а) при сохранении существующих тенденций,

б) в случае воздействий на них с целью оптимизации.

Прогнозы развития ситуации.

4.

Составить подробный отчет о проведенном исследовании

Систематизированные материалы отчета

Комментарий. Прогнозы развития ситуации позволяют: а) оценить значимость тех или иных проблем, б) оценить возможность негативных последствий вмешательств в естественное течение социальных процессов, в) сформировать «образ желаемого будущего».

 

Шаг № 3. Выделение приоритетной социальной проблемы

№ п/п

Основные задачи

Ожидаемые результаты

1.

Расставить проблемы по степени их значимости

Выделение приоритетной проблемы

2.

Определить "аудиторию" проекта, т.е. ту социальную группу, которая является носителем приоритетной социальной проблемы и на которую будет направлен социальный проект.

Список лиц и организаций, носителей проблемы, с которыми будет проходить основное взаимодействие в рамках реализации проекта.

3.

Сформулировать социальную проблему (или проблемы).

Четкая формулировка проблемы (или нескольких проблем)

4.

Определить причины существования данной социальной проблемы

Перечень причин появления проблемы

Комментарий. «Аудитория» должна быть вовлечена в процессы разработки и реализации проекта. Это позволит: а) исключить ошибки в процессе проектирования, выбрать наиболее эффективные методы решения тех или иных задач, б) максимально задействовать ресурсы «аудитории», в) превратить процесс реализации проекта в своего рода общественное движение.

 

Шаг № 4. Определение цели и задач социального проекта

№ п/п

Основные задачи

Ожидаемые результаты

1.

Сформулировать основную цель социального проекта

Четкая формулировка цели проекта

2.

Провести процесс поиска методов и средств решения социальной проблемы.

Проектное решение

3.

Сформулировать конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по решению социальной проблемы

Перечень конкретных задач, решение которых приведет к достижению поставленной цели

Шаг № 5. Составление плана работы

№ п/п

Основные задачи

Ожидаемые результаты

1.

Определить перечень основных мероприятий по осуществлению цели и задач проекта

Письменно оформленный документ — план работы

2.

Установить время проведения как подготовительных, так и основных мероприятий проекта

Точный график выполнения плана

3.

Определить ответственных за каждый пункт плана

Список ответственных за реализацию каждого пункта плана

4.

Указать необходимые ресурсы и источники их получения

Перечень необходимых ресурсов и источников их получения

Шаг № 6. Составление рабочего графика

№ п/п

Основные задачи

Ожидаемые результаты

1.

Составить график выполнения всех пунктов плана

Рабочий график

2.

Оформить график в виде таблицы

Письменно оформленный график работ

Шаг № 7. Определение обязанностей и их распределение в команде

№ п/п

Основные задачи

Ожидаемые результаты

1.

Продумать обязанности, необходимые для реализации плана

Перечень обязанностей

2.

Описать основное содержание каждой обязанности

Описание обязанностей

3.

Распределить обязанности между членами команды, которые будут непосредственно заниматься реализацией проекта

Список членов команды с указанием обязанностей каждого

Шаг № 8. Определение ресурсов и источников их получения

№ п/п

Основные задачи

Ожидаемые результаты

1.

Составить список необходимых ресурсов (материальных, финансовых и людских)

Список необходимых ресурсов

2.

Определить объём необходимых ресурсов

Перечень ресурсов с указанием объёма

3.

Составить список источников получения ресурсов

Список источников получения каждого вида ресурса

Шаг № 9. Составление бюджета

№ п/п

Основные задачи

Ожидаемые результаты

1.

Определить источники поступления денежных средств (доходов)

Конкретный перечень источников доходов с указанием сумм по каждому из них

2.

Составить список предстоящих расходов

Перечень предполагаемых расходов с указанием их величины

3.

Определить разницу между доходами и расходами

Рассчитать величину дефицита (недостатка денежных средств) или профицита (превышение доходов над расходами)

Шаг № 10. Формирование общественного мнения

№ п/п

Основные задачи

Ожидаемые результаты

1.

Создание благоприятной среды для реализации социального проекта

Понимание общественностью и соответствующими органами сути предлагаемого проекта

Реализация проекта

Шаг № 11. Составление предложений по проекту

№ п/п

Основные задачи

Ожидаемые результаты

1.

Пересмотр составленного плана с учетом социальной ситуации

Окончательная редакция плана реализации проекта

2.

Составление краткого резюме проекта

Резюме проекта

3.

Составление предложений по совместной реализации проекта различным организациям

Варианты предложений о совместной деятельности

4.

Составление текста договора о совместной деятельности

Варианты договора

Шаг № 12. Поиск деловых партнеров

№ п/п

Основные задачи

Ожидаемые результаты

1.

Определение списка организаций и лиц, способных помочь в реализации проекта

Список организаций и лиц

2.

Сбор информации о предполагаемых деловых партнерах

Информация о деловых партнерах

3.

Установление адресов, телефонов, предполагаемой даты переговоров

Подробная информация

Шаг № 13. Проведение официальных переговоров

№ п/п

Основные задачи

Ожидаемые результаты

1.

Определение долевого участия каждого партнера в реализации проекта

Текст договора (устная договоренность)

2.

Подписать договор о сотрудничестве

Подписанный текст договора

Шаг № 14. Получение необходимых ресурсов

№ п/п

Основные задачи

Ожидаемые результаты

1.

Своевременно получить необходимые для реализации проекта ресурсы

Наличие необходимых ресурсов в нужном количестве и указанное в плане время

Шаг № 15. Проведение плановых мероприятий

№ п/п

Основные задачи

Ожидаемые результаты

1.

Проведение указанных в рабочем плане мероприятий по реализации проекта

Точное и полное выполнение всех пунктов плана

Шаг № 16. Оценка и контроль выполнения проекта

№ п/п

Основные задачи

Ожидаемые результаты

1.

Осуществление количественной и качественной оценки проведенных мероприятий

Объективное представление о ходе реализации проекта

Шаг № 17. Корректировка хода реализации проекта

№ п/п

Основные задачи

Ожидаемые результаты

1.

Собрать и проанализировать информацию о тех социальных изменениях, которые произошли в результате реализации проекта.

Объективное представление о ходе реализации проекта и о социальной эффективности выбранных методов и средств.

2.

Скорректировать проектное решение и план работы в соответствии с обнаружившимися просчетами.

Новая (откорректированная) версия проекта

3.

Изменение плана по итогам оценки и контроля выполнения плановых мероприятий

Изменение плана по итогам оценки и контроля выполнения плановых мероприятий

3. Итоги работы над проектом

Шаг № 18. Анализ результатов работы над проектом

№ п/п

Основные задачи

Ожидаемые результаты

1.

Проанализировать выполнение поставленных задач

Аналитические материалы

2.

Соотнести результаты с поставленной целью

Отчет о работе над проектом

Шаг № 19. Информирование общественности о результатах работы

№ п/п

Основные задачи

Ожидаемые результаты

1.

Информирование через СМИ общественности и органов местного самоуправления об итогах социального проекта

Представление жителей местного сообщества о деятельности молодежных команд

УПРАВЛЕНИЕ И КАДРЫ

В данном разделе авторам необходимо кратко описать схему или механизм управления проектом и квалификацию основного персонала, обеспечивающего его реализацию. Если проект предполагает систему обучения и роста кадрового состава, необходимо прописать механизм и тематику обучения.

Раздел можно считать достаточным, если:

- четко распределены сферы и функции деятельности между персоналом;

- ясно, кто кому подчиняется и кто несет ответственность за определенные виды работы;

- персонал, реализующий проект, обладает достаточной квалификацией или получает дополнительное обучение до или в процессе реализации;

- механизм управления является эффективным, действенным, не тормозит, а увеличивает эффективность работы;

- описание четкое, краткое, содержание - ясное и понятное.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТА

Очень важно отразить систему показателей эффективности проекта. Показатели - инструмент, позволяющий точнее определить и разъяснить цель проекта и измерить его эффект. Когда в предполагаемых результатах мы говорим об «усилении», «улучшении» или «увеличении» чего-либо, то не совсем ясно, какой конкретно результат позволит считать задачи выполненными и проект осуществленным. Для того чтобы не быть голословными, нужны показатели.

Показатель - это характеристика отдельной стороны объекта или процесса, имеющая количественно-качественное выражение. Однако в социальной сфере, а тем более в психолого-педагогической практике показатели приобретают специфические черты. Достаточно мало универсальных критериев, которые однозначно подтвердили бы успешность того или иного социально-полезного деяния. Абсурдно и смешно было бы утверждать, например, что «по итогам реализации проекта более милосердными стали 15 % населения» или «население стало на 15 % милосерднее». Поэтому мы предлагаем примерные ориентиры для оценки выполнения проекта.

Количественные показатели (востребованность проекта, охват общественности, количество конкретных дел, акций, мероприятий, др.).

Показатели социального развития личности (динамика уровня развития личности: не умел - научился, не знал - узнал, не имел - приобрел и т. п.; качество продуктов социально-творческой деятельности (поделки, рисунки, походы, акции, др.), характер реализованных инициатив, др.).

Показатели социальной адаптации личности (снижение риска асоциальных явлений, повышение уровня социальной успешности участников, активность).

Показатели общественного мнения (популярность проекта, социально-профилактический эффект, заинтересованность социальных партнеров, отклик в средствах массовой информации).

Технологические показатели (уровень организации в целом и отдельных мероприятий, четкость и эффективность управления, организационная культура участников).

Экономические показатели (соотношение затрат с социально-педагогическим эффектом, привлечение дополнительных материально-технических ресурсов).

Утверждать, что результативность нельзя измерить, равносильно признанию, что проект не дает заметного эффекта. Критерии эффективности призваны:

- выражать действенность всех видов, форм и методов реализации проекта;

- отражать качество управленческой и содержательной деятельности.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Результаты проекта — это то, что предполагалось достичь, воплотив проект в жизнь. По объему этот раздел лаконичен, так как по существу результатом каждого грамотного, обоснованного проекта являются его цели и задачи. Напомним, что цель - это образ предполагаемого результата. При описании результатов следует руководствоваться требованиями к формулировке блока целей и задач: конкретность, реальность, достижимость. Эффективность проекта оценивается по его результативности. Одна из заповедей авторов любого проекта: «Проект начинается с цели. А цель с вопроса: «Чего же я хочу добиться?». Значит проектирование начинается с осмысления результата».

ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ ПРОЕКТА (ПЕРСПЕКТИВЫ)

Задача этого раздела - спрогнозировать вероятный дальнейший путь развития проекта. Возможно, в дальнейшем будет расширение географии проекта, освоение новых видов деятельности. При этом важно предусмотреть социальные и ресурсные стороны продолжения развития проекта.

ФИНАНСОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

Основное внимание при составлении бюджета следует уделить вопросам:

- Сколько в целом необходимо средств на осуществление проекта?

- На какие цели будут израсходованы средства?

- Какие средства есть в наличии у организаторов проекта?

- Какова материально-техническая база?

- Какие дополнительные источники финансирования можно найти (конкурсные средства государственных структур и общественных фондов; бюджетные поступления; взносы - членские, родительские; средства учредителей; благотворительные пожертвования; спонсорские отчисления; доходы от разрешенной законом деятельности; труд добровольцев; прочие, не запрещенные законом поступления)?

- На какие цели будут израсходованы средства, собранные для реализации проекта?

Как правило, бюджет готовится после продумывания самого проекта. Бюджет должен содержать реальную финансовую информацию, если возможно - сделайте поправки на инфляцию, определите временные рамки бюджета.

Бюджет проекта обязательно должен быть «трехколоночным», где в первой колонке указываются имеющиеся у заявителя средства, во второй — запрашиваемые средства, в третьей — общая сумма расходов. Как правило, соотношение между имеющимися и запрашиваемыми по проекту суммами должно быть 50 % на 50 %.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА

- Проект отпечатан, аккуратно оформлен.

- Титульная страница содержит название проекта, данные об авторе, принадлежность учреждению/организации, год и место составления.

- Если проект больше пяти страниц по объему, то он имеет оглавление с указанием разделов и нумерации страниц.

- Если в тексте использованы цитаты, обязательны сноски на источники, если авторы использовали литературу — в конце приложен библиографический список с указанием автора, названия книги, издательства, места издания и года издания.

- Желательно, чтобы каждая глава была отпечатана с новой страницы, главы разделены на смысловые абзацы.

- Проекты в печатном виде оформляются в формате А4, в электронном варианте - на дискете, которая обязательно подписана.

- Авторы обязательно оставляют у себя экземпляр проекта, так как проекты не рецензируются и не возвращаются.

- В тексте программы употребляются только те понятия, которые можно однозначно истолковать, как можно меньше научных и профессиональных терминов.

- Проект должен быть кратким и лаконичным, как правило, не более 10 страниц читабельного текста — описания проекта.

- Форма написания проекта должна быть доступной и интересной тому, кого мы хотим заинтересовать им.

- Финансовые документы (сметы, бланки, описания, комментарии к бюджету и др.) прилагаются в конце проекта.

ПОДГОТОВКА ПРОЕКТА К ЗАЩИТЕ

На защиту может быть представлена работа полностью завершенная, оформленная в соответствии с установленными стандартами.

Допущенная к официальной защите работа направляется на рецензирование внешнему рецензенту. Работа допускается к защите только при наличии внешней рецензии. Подпись рецензента заверяется печатью.

Рецензия составляется в произвольной форме, в ней дается характеристика работы, указывается степень актуальности и практическое значение разрабатываемой темы, соответствие содержания целевым установкам, особенности работы, научный уровень, качество выполнения. В заключение рецензии отмечают достоинства и недостатки работы.

 

ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА

Защита проекта является важным этапом в процедуре конкурса. Проект защищается конкурсантом перед, заранее определенным жюри, на открытом заседании.

Конкурсант в течение 10 минут излагает собравшимся членам жюри и другим конкурсантам основные положения работы. При этом он должен:

  • назвать тему проекта, обосновать ее актуальность;
  • сформулировать цель и задачи работы;
  • раскрыть основное содержание работы;
  • аргументировано изложить полученные выводы.

Конкурсанту необходимо свободно владеть материалом и четко излагать содержание своей работы. Доклад должен быть иллюстрирован таблицами, графиками, формулами, другими материалами, которые оформляются в виде комплектов раздаточного материала для каждого члена жюри и демонстрируются на экране с помощью мультимедийной аппаратуры.

В обсуждении проекта имеет право принять участие каждый присутствующий на защите.

Конкурсанту предоставляется слово для ответа на вопросы и высказанные в процессе обсуждения замечания. Отвечая на вопросы и замечания, конкурсант имеет право обращаться к тексту проекта.

В заключение конкурсант должен ответить на замечания, если таковые имеются, рецензента.

Решение жюри конкурса об окончательной оценке проекта основывается на рецензии, выступлении и ответах конкурсанта в процессе защиты.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ ОТ ОШИБОК

1. Бывает, проектировщики, «очарованные» своим замыслом, забывают исследовать возможность негативных последствий социальных действий, заложенных в проекте.

Не пропускайте процедуру прогнозирования.

2. Зачастую проектировщики подвержены стремлению к «гигантомании», то есть, замахиваются на проект, призванный «привести к счастью все человечество». Как правило, такие проекты принципиально нереализуемы.

Соизмеряйте Ваши желания с Вашими возможностями.

3. В советское время появлялось, да и появляются сейчас, множество «имитационных» проектов. Если разворачивается деятельность по достижению цели, к достижению не предназначенной, то такую деятельность можно назвать единственным словом — имитация.

Для имитатора идеальный проект — долговременная крупномасштабная программа, потребляющая огромные ресурсы, с максимально отсроченным результатом и невозможностью проконтролировать ход ее осуществления на деле. В советское время таким идеальным проектом, разрабатывавшимся десятки лет, был «поворот северных рек». В данном случае определяющей является ориентации на участие в распределении ресурса. Реально это проявляется в том, что размещаясь в пространстве затратной, распределительной системы, любой проект (за исключением тех, которые направлены на преодоление именно этого механизма) в организационно-деятельностном аспекте есть, прежде всего, проект способов участия в распределении ресурсов.

Подумайте над тем, чего Вы действительно хотите.

4. Не имеет смысла изобретать нестандартные методы решения для стандартных задач. Прежде чем «изобретать велосипед» стоит поискать существующие методы решения и выбрать из них оптимальный для вашей социальной ситуации. Творческий подход может привести или к гениальному результату, или к полному провалу.

Оцените риски, оцените задачу: стандартная – нестандартная. Потом принимайте решение: искать, или изобретать.

5. Любой лидер всегда подвержен искушению чувствовать себя «пупом земли». Ваша команда (Вы ее создаете) – достойна того, чтобы быть услышанной.

Слушайте, и услышьте мнения и соображения членов Вашей команды. Потом принимайте решение и несите за это решение ответственность.

 

Дата создания: 30-03-2020
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: