Планы-графики размещения заказа:
формирование и внесение изменений
Основными целями Закона № 94-ФЗ являются расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов, стимулирование этого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Нормы об информационной открытости информации о размещении заказов путем публикации сведений о закупках в едином информационном пространстве - на официальном сайте www.zakupki.gov.ru установлены в ст. 16 Закона № 94-ФЗ. Заказчики, уполномоченные органы обязаны размещать на официальном сайте планы-графики размещения заказов (часть 5.1 ст.16 Закона №94-ФЗ, введенная Федеральным законом от 24.07.2007 №218-ФЗ) в порядке и по форме, установленным в ч.7 ст.16 Закона № 94-ФЗ.
Часть 7 ст. 16 Закона № 94-ФЗ определяет, что порядок размещения на официальном сайте и форма планов-графиков размещения заказа устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Часть 5.1 ст. 16 Закона № 94-ФЗ вступила в силу до принятия предусмотренного ч. 7 ст. 16 этого закона. Таким образом, у заказчиков до вступления в силу порядка размещения на официальном сайте и формы планов-графиков размещения заказа возникала обязанность размещать на официальном сайте планы-графики размещения заказа без обязательного требования к форме и содержанию такого плана-графика.
Форма, содержание и порядок актуализации планов-графиков размещения заказа могли устанавливаться заказчиками, уполномоченными органами самостоятельно, путем принятия приказов, распоряжений и других внутренних распорядительных документов в соответствии с рекомендациями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.
Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27.12.2011 № 761/20н "Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков" (далее - Приказ) в соответствии с ч. 7 ст. 16 Закона № 94-ФЗ установлены порядок размещения на официальном сайте и форма планов-графиков размещения заказа.
Назначение планов-графиков
Разработка, актуализация и размещение в открытом доступе на официальном сайте планов графиков размещения заказа является одним из важнейших этапов размещения заказа, позволяющим обеспечить информационную открытость информации о заказах для участников размещения заказа, контролирующих и правоохранительных органов.
Безусловно, формирование и поддержание в актуальном состоянии опубликованных планов-графиков требует определенных трудозатрат специалистов, занятых в размещении государственного и муниципального заказа. При этом следует понимать, что этап информационной открытости планирования, как и всего размещения государственного и муниципального заказа, является одним из обязательных условий для достижения целей законодательства о закупках, указанных в ст. 1 Закона № 94-ФЗ.
При формировании планов-графиков размещения заказа специалисты государственных и муниципальных заказчиков должны четко осознавать, что информирование потенциальных участников размещения заказа о предстоящих процедурах размещения заказа - главная цель размещения планов-графиков на официальном сайте. В последние годы в Российской Федерации сформировалось крупное и действительно профессиональное сообщество специалистов в сфере размещения заказов. Исполнение процедур, предусмотренных законом, ради формального соблюдения его требований является признаком непрофессионализма и непонимания сути своей работы.
К форме и сведениям, включаемым в планы-графики Законом № 94-ФЗ и Приказом, предъявляются весьма рамочные требования, отсутствуют жесткие показатели, позволяющие определить соответствие или несоответствие плана-графика размещения заказа требованиям Закона № 94-ФЗ и Приказа. Таким образом, при формировании планов-графиков представители заказчика, уполномоченного органа должны в том числе руководствоваться здравым смыслом, ставя себя на место потенциального участника размещения заказа, претендующего на заключение государственного контракта. Нужно понимать, что представители контролирующих органов, перед которыми будет стоять задача оценить соблюдение заказчиками, уполномоченными органами требований Закона № 94-ФЗ и Приказа о размещении планов графиков, будут прежде всего оценивать план-график с точки зрения потенциального участника размещения заказа, актуальности и доступности содержащейся в нем информации.
Формирование плана-графика размещения заказа
В соответствии с ч. 5.1 ст. 16 на официальном сайте планы-графики размещения заказов размещают заказчики и уполномоченные органы. Исходя из логики формирования и назначения планов- графиков размещения заказа можно сделать вывод, что в случае, если размещение заказа производится уполномоченным органом, обязанность включить такой заказ в свой план-график возникает у уполномоченного органа. Таким образом, у заказчика нет необходимости размещать на официальном сайте от имени заказчика план-график размещения заказа, размещение которого производится за заказчика уполномоченным органом.
Приложением № 2 к Приказу является единая форма плана-графика размещения заказа, формируемого заказчиком, уполномоченным органом. Остановимся на некоторых практических моментах заполнения формы.
В столбце 1 формы следует указывать коды бюджетной классификации (КБК), финансирование по которым будет осуществляться для оплаты заключенного по результатам размещения заказа контракта. В случае если финансирование по контракту предусмотрено по нескольким кодам КБК, в столбце можно привести несколько кодов.
Следует отметить, что заказчик, уполномоченный орган могут иметь несколько источников финансирования по отрасли (например, в отрасли "Здравоохранение", помимо средств местного бюджета - средства Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС); внебюджетные средства, полученные от предпринимательской деятельности (платные услуги); средства Фонда социального страхования, полученные учреждениями по родовым сертификатам, в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" и т. д.). Для заказчиков, уполномоченных органов, имеющих несколько источников финансирования, нет необходимости (не предусмотрено законодательством и Приказом) составлять несколько планов-графиков размещения заказа отдельно по каждому источнику финансирования. В едином плане-графике размещения заказа должны быть размещены все процедуры размещения заказа, включающие все источники финансирования, с указанием кодов бюджетной классификации.
Столбец 2 формы содержит ранее активно не использовавшийся при размещении государственного и муниципального заказа код - код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД). С началом функционирования официального сайта с 1 января2012 г. возникла необходимость проведения автоматизированного анализа размещенной по единым формам и правилам информации о размещении заказов. В связи с этим было принято решение о необходимости указания заказчиками в извещениях о проведении торгов кодов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП). Указание в извещениях о проведении торгов кода по ОКДП позволили в автоматизированном режиме анализировать проведение процедур размещения заказа по большому количеству параметров. Введение в форме плана-графика размещения заказа, а, возможно, в дальнейшем и в информации о закупках нового кода - ОКВЭД позволит улучшить возможность автоматического анализа эффективности работы государственных и муниципальных заказчиков, уполномоченных органов. Сопоставление кодов по ОКВЭД и ОКДП позволит анализировать достоверность размещенной информации.
Указание кода по ОКВЭД производится заказчиком, уполномоченным органом самостоятельно, исходя из предмета размещаемого заказа. Фактически заказчик, уполномоченный орган должны в столбце 2 указать сферу экономической деятельности, в которой работает потенциальный исполнитель контракта, заключенного по результатам закупки. Можно привести пример: при закупке лекарственных препаратов заказчик вправе установить в документации о закупке требование о наличии у участника размещения заказа лицензии на фармацевтическую деятельность и (или) производство лекарственных средств. Таким образом, участниками размещения могут быть как производители, так и дистрибьюторы лекарственных средств. По аналогии в столбце 2 плана-графика при закупке лекарственных средств можно указать виды деятельности производство фармацевтической продукции и деятельность по торговле фармацевтическими средствами, с требуемой детализацией.
Код по ОКДП, общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг указывается в колонке 3 плана-графика.
Следует выбирать из классификатора один или несколько кодов, наличие которых позволит описать предмет товаров, работ или услуг, являющихся предметом размещаемого заказа.
Следует отметить, что Приказом не устанавливается ограничение на количество кодов по ОКВЭД и ОКДП, которые заказчик, уполномоченный орган могут указать для одной закупки.
В столбце 4 формы необходимо указать номер заказа (номер лота). Согласно примечанию, "в столбце 4 указывается номер заказа (лота), который формируется последовательно с начала года автоматически при заполнении заказчиком, уполномоченным органом формы на официальном сайте". Увязка этапов планирования, размещения и исполнения государственного заказа стала возможна с началом функционирования официального сайта. Установление в форме плана-графика размещения заказа требования об указании номера заказа является шагом к построению системы, позволяющей проследить все этапы размещения заказа, а затем и исполнения контракта на официальном сайте.
Примечание к заполнению столбца 4 плана-графика указывает на то, что номер заказа (номер лота) должен присваиваться запланированной процедуре автоматически, средствами официального сайта. В настоящий момент функционал официального сайта позволяет прикрепить и подписать средствами электронно-цифровой подписи сформированный пользователем план-график размещения заказа. В будущем с введением в эксплуатацию очередной версии официального сайта будет реализована возможность формирования плана-графика размещения заказа с использованием функционала официального сайта - заказам в плане-графике будет присваиваться номер заказа (номер лота), который будет можно выбрать при формировании извещения о закупке на официальном сайте. Поскольку в настоящее время такой функционал на официальном сайте не реализован, у заказчиков отсутствует необходимость и техническая возможность указывать такой номер в форме плана-графика. Следует оставить столбец 4 незаполненным или указать номер заказа по порядку.
После реализации упомянутого функционала - введения структурированной системы размещения планов-графиков закупок - значительно расширятся возможности для автоматического анализа планов закупок для государственных и муниципальных нужд. Вся информация о предстоящих заказах станет единообразна, доступна для индексирования и удобна для восприятия заинтересованными пользователями официального сайта. Отдельно отметим, что действующий функционал официального сайта позволяет производить контекстный поиск по прикрепленным пользователями файлам, в том числе планам-графикам размещения заказа. В связи этим не следует размещать на официальном сайте планы- графики размещения заказа в отсканированном виде, не говоря о нечитаемом или плохо читаемом виде таких документов. Размещение плана-графика в виде электронного документа и подписание его электронно-цифровой подписью уполномоченного специалиста является надлежащим выполнением требований действующего законодательства.
В столбце 5 указывается наименование товара, работы или услуги, являющейся предметом размещаемого заказа, например "поставка компьютеров". Следует понимать, что по аналогии с наименованием извещения о закупке, публикуемого на официальном сайте - наименование товара, работы или услуги, являющихся предметом размещаемого заказа в плане-графике должно отражать суть закупки и быть понятным для потенциальных участников размещения заказа. Например, формулировка "закупка товаров для муниципальных нужд" может рассматриваться как желание заказчика ограничить конкуренцию на торгах, что может быть расценено как нарушение закона. Таким образом, при объединении в одном заказе товаров, работ или услуг, имеющих различные коды по классификаторам, учитывая требование по заполнению в столбцах 2 и 3 плана графика подробных кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) с обязательным заполнением разделов, подразделов, классов, подклассов, групп, подгрупп и видов, Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) с обязательным заполнением разделов, подразделов, групп и подгрупп видов экономической деятельности, классов и подклассов продукции и услуг, а также видов продукции и услуг, детализация наименования товара, работы или услуги в столбце 5 не представляется необходимой, достаточно указать общий предмет размещаемого заказа.
В столбце 6 плана-графика размещения заказа указываются минимально необходимые требова ния, предъявляемые к предмету контракта, включая функциональные, технические, качественные характеристики и эксплуатационные характеристики предмета контракта, позволяющие идентифицировать предмет контракта (при необходимости), с учетом требований соответствующих классификаторов и в случае наличия отраслевых наименований.
Законодателем специально введена в пункт 4 примечаний оговорка "при необходимости": возможны ситуации, когда установить на этапе планирования размещения заказа такие минимальные требования представляется затруднительным. При этом в большинстве случаев установление в плане- графике минимальных требований, позволяющих оценить потенциальным участникам размещения заказа свои возможности по участию в предстоящей закупке, необходимо.
Минимальными требованиями могут быть основные характеристики поставляемого товара, оказываемых услуг, выполняемых работ. В случае если законодательством установлены обязательные требования соответствия товаров, работ или услуг государственным стандартам (ГОСТ) или иным требованиям, такиестандарты могутявляться минимальными требованиями, указываемыми в плане-графике.
Например, для сложного медицинского оборудования можно указать несколько основных, принципиально важных для заказчика, характеристик такого оборудования и требование по соответствию такого оборудования требованиям законодательства Российской Федерации. Для работ по капитальному строительству - указать основные объемы выполняемых работ, требование по соответствию материалов, используемых при выполнении работ и методов выполнения работ, требованиям законодательства.
В столбцах 7 и 8 указываются единицы измерения товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа и количество товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, в натуральном выражении. По аналогии с предыдущими столбцами указывать в этих столбцах показатели, не дающие представления об объемах товаров, работ или услуг, являющихся предметом размещаемого заказа, не допускается. Так, не следует указывать в столбце 7 - "услуга", а в столбце 8 - "1", необходимо более подробно указать единицы и объемы, позволяющие объективно оценить и сопо сопоставить начальную (максимальную) цену и объем.
В столбце 9 указывается ориентировочная начальная (максимальная) цена контракта, рассчитанная заказчиком, уполномоченным органом на основании и с учетом экспертных оценок, экс- пресс-анализа рыночной конъюнктуры, в соответствии с требованиями Закона № 94-ФЗ.
Столбец 10 формы содержит финансовые условия исполнения контракта, важные для участников размещения заказа, например размер аванса в процентном выражении, размер обеспечения исполнения контракта, порядок и сроки оплаты.
Планируемая дата размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса, открытого аукциона в электронной форме и запроса котировок или планируемая дата заключения контракта в случае размещения заказа у единственного поставщика (в формате мм.гггг) указывается в столбце 11 плана-графика. Следует обратить внимание, что формат даты размещения заказа установлен как месяц и год - указание квартала в плане- графике будет являться нарушением Приказа.
Внесение изменений в планы- графики
Пунктом 15 Примечаний к Приказу установлены случаи, в которых в план-график размещения заказа вносятся корректировки:
1) изменения более чем на 10% стоимости планируемых к приобретению товаров, работ, услуг, выявленные в результате подготовки к размещению конкретного заказа, вследствие чего невозможно размещение заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с начальной (максимальной) ценой контракта, предусмотренной планом-графиком;
2) изменения планируемых сроков приобретения товаров, работ, услуг, способа размещения заказа, срока исполнения контракта;
3) отмена заказчиком, уполномоченным органом предусмотренного планом-графиком размещения заказа;
4) образовавшаяся экономия от использования в текущем финансовом году бюджетных ассигнований в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) при возникновении обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения плана-графика было невозможно;
6) в случае выдачи заказчику, уполномоченному органу предписания уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов в соответствии с законодательством Российской Федерации, в т. ч. об аннулировании торгов.
Изменения в планы-графики в связи с проведением повторных процедур размещения заказов вносятся только в части сроков и способа размещения заказа и исполнения контракта.
Столбец 14 плана-графика содержит обоснование изменения утвержденного Плана-графика размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков. То есть при изменении плана-графика в столбце 14 должны быть отражены одна или несколько причин, перечисленных выше.
Выводы
Основное назначение планов графиков - доступность информации о планируемых заказах, создание увязки процедуры планирования, размещения и исполнения заказа.
Заказчикам и уполномоченным органам формировать планы-графики размещения заказа необходимо, ставя себя на место участников размещения заказа и стараясь достичь целей, которые ставит формирование такого документа.
Законодательством не установлены жесткие рамки, позволяющие определить соответствие или несоответствие сформированного плана-графика размещения заказа, требованиям закона или Приказа.Вместе с тем Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за не размещение на официальном сайте информации, предусмотренной законом, в т. ч. и планов-графиков размещения заказа.Таким образом, разместив на официальном сайте план- график размещения заказа по форме, установленной Приказом, заказчик, уполномоченный орган выполнят требования закона. Но всегда нужно помнить о целях размещения такого документа, а значит, ответственно подходить к его формированию, ведению и актуализации.